09.12.2008. Ингви Малстин из Актюбинска: репортаж с фестиваля "Евразия"

9 декабря 2008 г. в большом зале Уральской консерватории прошел гала-концерт фестиваля исполнителей на традиционных народных инструментах мира "Евразия - 2008". Фестиваль проходил с 5 по 12 декабря в несколько этапов: помимо гала-концерта он включал отборочные выступления сольных исполнителей на разнообразных инструментах, а также лауреатские концерты под аккомпанемент оркестра. При этом соревнования на лауреатство проводились среди гитаристов, домристов, балалаечников и баянистов-аккордеонистов, а остальные виртуозы шли вне конкурса.

Главным гостем фестиваля стал оркестр народных инструментов при Актюбинской филармонии. Честно говоря, я и не знал, что в Актюбинске есть филармония. Про Актюбинск я доселе слышал только 2 вещи. Во-первых, в районе Актюбинска обычно формировался холодный фронт, который, согласно "прогнозу развития атмосферных процессов и погоды для работников колхозов, совхозов и гидрометстанций" образца середины 80-х был основной причиной холодов в Свердловске. Во-вторых, из курса географии я знал, что Актюбинск находится в Казахстане. А оказалось, что там не только филармония есть, но и целый оркестр народных инструментов. Да какой оркестр!

Представьте себе 40 человек в красочных народных казахских костюмах зеленого цвета. Музыканты сидят на стульчиках с народными казахскими инструментами (среди которых мне известна только домбра), равномерно занимая все пространство сцены большого консервного зала. А потом начинают играть, да так здорово, что на одном дыхании слушаются, что произведения казахских авторов на народные темы, что популярная классика. Собственно, первое отделение преимущественно состояло из народных тем, а второе - из популярных (особенно мне запомнилось intro к опере "Кармен" Бизе).

Отдельного упоминания заслуживают вокалистки. Статные казашки одна другой краше в нарядах один другого роскошнее уже одним своим видом поразили даже видавшую всякое местную музыкальную общественность. Пели они тоже отлично, как в народной манере, так и в разных академических стилях.

Но самым крутым оказался заслуженный домбрист. Его соло-выход запомнился многим. Помимо отличного владения инструментом, актюбинский виртуоз проявил себя незаурядным шоуменом. Подобно рок-гитаристам, он показывал разные фокусы типа забрасывания инструмента за шею, а также демонстрировал технику а ля тейпинг, что для акустического инструмента, мягко говоря, несколько неожиданно. Видимо, творчество Игви Малмстина оказало на казахских домбристов неизгладимое впечатление.

Единственное, в чем можно "упрекнуть" оркестр, так это в излишней академичности. Иногда возникало чувство, что на сцене оказался традиционный филармонический оркестр, которому по странному стечению обстоятельств вместо скрипок достались домбры. А сыграть это оркестр может все, что в нотах запишут: хоть казахскую музыку, хоть индейскую, без разницы. Впрочем, пенять музыкантам на хорошую технику и сыгранность, наверное, не стоит.

Во втором отделении выступали околоэтнические и околофольклорные коллективы разной музыкальной ориентации. К сожалению, заценить мне удалось только выход  ансамбля средневековой музыки Flos Florum, да и то из-за кулис. То, что удалось услышать,  оказалось довольно приятным на слух, несмотря на изрядное количество неизвестных мне инструментов. В составе коллектива был замечен известный в околоэтничесикх кругах мультиинструменталист Владимир Зацепин. А известен Зацепин, во-первых, большой коллекцией этнических инструментов, а во-вторых, тем, что играет одновременно как минимум в четырех коллективах. Как только Владимир расстается с одним проектом, он тут же оказывается еще в двух новых J.

В финале гала-концерта с акустической программой выступил H-Ural. Как всегда, выступление получило противоречивые отклики. Кому-то очень понравилось, кто-то ничего не понял, а кому-то шаманские напевы оказались не по слуху. Я рад, что наш выход понравился моей маме, тем более что это первое шоу, на которое я посчитал уместным ее пригласить.

В целом мероприятие прошло довольно увлекательно, особенно, учитывая вполне себе антикризисную цену билета в 50 рублей. Будем надеяться, что в будущем году фестиваль повторится и познакомит нас с новыми виртуозами.

Текст: Юван