24.09.2008 - Бабье лето по-уватски. Премьера этно-рок-оперы "Легенда о Сорни Най"

 

24 сентября 2008 г. в поселке Уват Тюменской области открылся XVII Межрегиональный телевизионный фестиваль-конкурс информационных программ "XXI веку - информация без границ". Как и полагается всякому приличному медиа-событию, старт был организован с размахом. Рядом с биатлонным центром были возведены шатры: четыре для публики и один в качестве укрытия для музыкантов. Сценой стала площадка между шатрами, а для пущего эффекта по краям расставили огромные костры.

Для справки. Поселок Уват находится на трассе Тюмень-Сургут где-то в 120 км от Тобольска. Почему же столь грандиозное событие решили провести в столь удаленном месте? Дело в том, что власти Тюменской области объявили Уват нефтяной столицей. Доселе я полагал, что на право нефтяных столиц могли бы претендовать Нефтеюганск, Сургут, Когалым и другие города, от названий которых в свое время были образованы такие аббревиатуры как Лукойл или ЮКОС, а про Уват, честно говоря, слыхом не слыхивал.  Оказалось, что в Увате размещаются два главных нефтяных крана, и если их перекрыть, вся нефть останется в Нефтеюганске, Сургуте, Когалыме...

Поскольку кроме упомянутых кранов ничего примечательного в Увате ранее не наблюдалось, было решено организовать там биатлонный центр, возвести "Grand Hotel Уват" и проводить в окрестностях разные культурные мероприятия типа нынешнего фестиваля. На подъезде к Увату были установлены 4 белые буквы 'УВАТ" а ля 'Hollywood'.

Открытие фестиваля приурочили к дню осеннего равноденствия. Также предполагалось, что будет бабье лето, но к началу мероприятия (в 20-00 уватского времени) погода была, скорее раннезимней.  

Несмотря на полное отсутствие в Уватском районе хантов и манси, праздник было решено провести в угорском ключе. Для этого была задумана грандиозная постановка "Легенда о Сорни Най", основанная на древних мифах и обрядах хантов и манси. Действо обеспечивали актеры Малого драматического театра "Театрон", а музыку - группа электронного шаманского рока H-Ural. Сценаристом выступил художественный руководитель "Театрона" Игорь Турышев, музыку написали хуральцы, а консультантом по национальному колориту стал фронтмен H-Ural'а Юван.

"Легенда" составилась из 6 частей.

  1. Вступление с факельным шествием.
  2. Камлание шаманов.
  3. Битва за Золотую бабу.
  4. Явление богини Сорни Най.
  5. Медвежьи игрища.
  6. Финал с фейерверком.

В связи с тем, что мероприятие представляло собой своего рода продвинутый корпоратив, исполнение "Легенды" решили перемежать с другими номерами: искрометными шутками артиста Владимира Петрова, драм-шоу ансамбля барабанщиков-ксилофонистов "Чувство ритма" и эстрадными песнопениями уватского разлива.

На репетиции местные духи успели себя проявить тем, что во время Медвежьих игрищ с громким ревом скончался радиомикрофон. Попытка настрелять его у уватской оральной мастерицы успехом не увенчалась, что несколько ограничило радиус действия артистов. Режиссерская задумка, согласно которой H-Ural должен был взгромоздиться на 6-метровый железный мост и громыхать оттуда этаким Rammstein'ом, также осталась невыполненной (оказалось, что грандиозный сценический шатер напрочь укрыл мост от глаз публики). Впрочем, все эти мелочи не сильно повлияли на ход представления.

К 20-00 подъехали фестивальцы, и после непродолжительных речей началась обещанная этно-рок-опера. Тем, кто глядел на мансийское факельное шествие, было трудно отделаться от мысли, что Зимние олимпийские игры 2014 года стоило бы провести таки не в Сочи, а где-нибудь поблизости от Увата. После битвы разноплеменных воинов за Золотую бабу актеры, "поубивавшие" друг друга остались валяться на грунте, что вызвало сердобольные крики тележурналистов: "Вставайте, ребята, земля холодная". На Медвежьих игрищах был устроен настоящий интерактив, заставивший публику ненадолго оторваться от водки с лосятиной: желающих погоняться за артистом в медвежьей шкуре нашлось немало. В финале бодро запылали костры, вспыхнули вспышки "холодного пламени" и застрекотал фейерверк.

Теперь о том, что было в промежутках. Владимир Петров в костюме Хоттабыча от души развлекал публику, несколько обалдевшую от ханты-рокового угара. "Чувство ритма" в костюмах а ля "The Matrix" отстучали-отпрыгали на славу, особенно поразив мастерством игры на ксилофоне. На этом фоне уватская вокальная самодеятельность с текстами типа "Прославим мы родной Уват" смотрелась забавным анахронизмом периода позднего совка.

Еще не дождавшись конца живой программы публика уже начала пускаться в пляс. А когда культур-мультур, наконец, закончился, и из динамиков понеслась родная Верка Сердючка, радости тележурналистов не было предела. Побросав лосятину с медвежатиной, они кинулись отрываться подобно Масяне, которой после академического концерта был нужен "хороший pogo-dance".

Текст: Леша Павлов