ОтВОЛНАвались-2008. Ольга Брынцева

Обратного хода нет?

- Смотри, сталлактиты!

Девушка с шипами на голове обвела нас мутным взглядом и продолжила путь в торону Заречного. Первый день фестиваля как раз начал разгораться - судя по рычанию, на сцену только что вышла «Психея».

С замиранием сердца ждали мы этих выходных. Качали карту проезда на «Волну», договаривались о машине, изучали программу фестиваля. Опасались стать невыездными - во время пресс-тура Евгений Горенбург обмолвился о том, что охрана базы впускает посетителей только один раз. К счастью, этот слух он сам же и рассеял на предфестовой пресс-конференции. Но мало ли что. Так что опасались.

Краткий экскурс по «Волне»

В этот год «Старый Новый Рок» сдвинулся ровно на пол дня вперед - заезжать на базу можно было уже в пятницу. День выезда, соответственно, сдвинулась с утра понедельника на утро воскресенья. Те, кому в понедельник утром на работу, вздохнули с облегчением - целый день на отдых от отдыха. В меньшинстве остались лишь музыканты, открывавшие фестиваль, ибо не каждый зритель счел достойным отпроситься с работы, чтобы попасть к самому открытию фестиваля.

Сцены было, по традиции, три. Альтернативная в этот раз превратилась почему-то в «Адекватную». Что это было: недосмотр спонсоров или банальный стеб, углубляться не будем. «Улетная» сцена стала просто пляжной, что, наверное, к лучшему - все же улет предполагает определенный стиль музыки, выдержать который как-то не всегда удается.

Самса и всякий плов в этом году радовали не просто съедобностью, но даже и хорошим вкусом. Пиво, на всякий случай, решили не дегустировать. К сожалению, осматривать туалет все равно пришлось. Смею уверить всех, кому не довелось побывать в нем, - туалет на «Волне» за год совершенно не изменился.

Более отчетливым, по сравнению с прошлым годом, стал так называемый Пень гласности. Правда, за оба дня фестиваля оживление там наблюдалось лишь однажды, когда нужно было собрать участников для соревнований по пляжному волейболу. Но заманчивый скотч, испрещенный красной надписью «Нам рот не заклеишь» привлек массу желающих заиметь себе хотя бы кусочек. Ну хоть на рот приклеить.

Самым же незаметным моментом в фестивале стал ящик музыкального обмена. На пресс-конференции Владимир и Евгений уверили журналистов, что ящик будет, и будет он полон дисками с музыкой разной. Которые можно взять и послушать. А может, и зафанатеть от кого. За оба дня фестиваля, исходив территорию базы вдоль и поперек, лично я этого ящика не нашла. Может, его унес кто? Пообщавшись с музыкантами, узнала, что что-то они про это слышали, но нужно было не аудио, а видео, что, согласитесь, уже не так просто. Как бы то ни было, музыкальный самоликбез мне провести не удалось. Надеюсь в этом плане на следующий год.


Моменты. Яркие и не очень

Объявлений, написанных на картоне и бумаге, было невообразимо много. От банального «Покормите меня» до не менее банального «Фото с панками - 10 рублей». Откуда? Зачем? Я честно терзалась сим вопросом до одного-единственного момента.

- Привет! - остановила меня одна из многих знакомых девушек. Рядом с ней возвышался довольно колоритный, но и довольно простой наружности молодой человек.

Кагдила-какмузыка-чекаво-чекуда? Простой бабский треп, который не имел бы смысла, если бы не был прерван басом:

- Можно с вами сфотографироваться?

Вот вроде нормальные люди. И те, и эти. Откуда? Зачем?

Не менее потрясли меня домики, на один из которых я поначалу имела желание претендовать. К счастью, не случилось оного, ибо, забредя в одно из раскрашенных деревянных сооружений, я вышла в состоянии полного ахтунга.

- Мы были очень поражены домиками, котоыре нам предоставили, - рассказывает Олег из пермской группы «Асса». - Пришлось в срочном порядке ехать в близлежащую придорожную гостиницу. Потому, хотя мы и приехали в шесть утра, посмотреть на фестивале не удалось практически ничего. На альтернативной сцене выступали наши друзья, да и Billy's Band очень хотелось посмотреть. Но на это просто не осталось сил! Я уехал почти сразу после выступления, потому о фестивале могу сказать разве что понаслышке.

Но самым приятным моментом стало обнаружение на территории базы аптечного пункта, в котором, среди прочего, продавался гематоген.

Му-Музыка

Побывать на «Старом Новом Роке» - святая обязанность каждого человека, имеющего уши и возможность самостоятельно передвигаться. Но оценить происходящее на СНР музыкальное действо - задача столь сложная, что за это не берется обычно никто. Хорошего-то на фестивале много: солнце, Белоярское водохранилище, пиво разливное (вкус которого, напомню, остался мне неизвестен) и бутылочное, природа, освобожденная на территории базы от комаров и клещей. Ну и муммий тролли с биллизбэндами разные. Что же касается самого главного - семидесяти молодых коллективов, которые на фестивале условно получают возможность донести до слушателей свое творчество - с этим на фестивале год от года одна и та же проблема.

- Фестиваль оценивают по тем хэдлайнерам, которые на нем выступают, - рассказывает лидер барнаульской группы «Зигзаги» Евгений. - Не понравились хэдлайнеры - говорят, что он не удался. Молодым же коллективам зрители уделяют мало внимания. Даже если группа интересная, но неизвестная, мало кто выйдет из своих палаток, чтобы ее послушать. Потому приходится выступать при небольшом скоплении народа. Конечно, хорошо было, если бы все могли выступить на одной сцене, как делается, например, в Перми. Но тогда вряд ли будет возможность пригласить на фестиваль семьдесят групп...

Молодые коллективы, тем не менее, проявляют некую изобретательность. Например, малое количество зрителей - отличный повод с ними пообщаться. Сподвигнуть на танцы, приманить на халявные диски. Да что угодно. За два дня фестиваля мне по-хорошему запомнились всего несколько групп. Из тех, что я сумела увидеть, конечно же. Первыми стали екатеринбуржцы KOKON. При всей простоте их выступления и текстах, которых я так и не поняла, они первые, кто заставил меня продержаться на альтернативной (простите, адекватной же) сцене пятнадцать минут. Иные коллективы этой же сцены заставляли меня бежать в страхе и ужасе.

- Это же металлисты...

- Тем не менее, они ужасны...

- Ты просто не любишь металлистов...

- Неправда. Просто эти металлисты - ужасны!

На сцене в этот момент выступала некая мужикоподобная женщина. Хотя, возможно, она уже сменилась какими-то другими людьми. Не сочтите меня металлоненавистницей. С тех пор, как Цалер-младший в одном из своих философских монологов, разбавленных разнородными музыкальными звуками, выдал фразу: «Нет разделения на стили, есть разделение на хорошую и плохую музыку», я познала истину:)

Вторым приятным коллективом оказалась томская группа I Scream с очаровательной солисткой в розовой маечке. Мелодично и романтично. Возможно, на любителя. Но меня зацепило.

Также забавными показались H-Ural. Для жаркого субботнего дня шаманские песнопения пришлись очень даже кстати. А легенда, приложенная к каждой песне, заставила меня ребят зауважать. Просвещающая музыка - это на СНР нечто новое, на мой взгляд.

Последними нехэдлайнерами, привлекшими меня к сцене, стали москвичи Psychodelic Blues.
- Вылитый Ангус Янг! - восхищался мой спутник, из всех сил пытаясь поймать в кадр гитариста. Про выступавших полутора часами ранее SECRET DIARY он же выдал единственную фразу: «Точная калька с Rage Against the Machine». По причине его высокой музыкальной осведемленности, я поверила молодому человеку на слово.

Зато «НОСКИ Нирваные» поразили ужасным вокалом. Если с музыкой еще можно было как-то смириться, то голос слушать было крайне тяжело. «Эта музыка будет вечной» в их исполнении заставляла плакать от ужаса. И, наверное, это единственная группа, заставившая меня уйти с пляжной сцены.

- Музыканты на фестивале в последнее время выглядят очень хорошо. Играют тоже хорошо, - рассказывает Саша Африканец из группы «Сны Африканца». - Но, тем не менее, меня не зацепило ничего. Даже не знаю, с чем это связано. Зато поразила хорошая организация фестиваля. До этого были на фестивале «Улетай». Небо и земля... Очень приятно, что музыкантов накормили, дали им домики. Ну и что, что не апартаменты. Мне важно поделиться с людьми моей музыкой, и хорошо, если есть угол, где можно просто посидеть и собраться с мыслями перед выступлением.Надо заметить, что этим неприхотливым ребятам компания «Музторг» по итогам фестиваля подарила акустическую гитару.
- Это очень кстати, - говорит Александр. - У меня как раз незадолго до фестиваля сломалась гитара. Правда, подарок мы до сих пор не забрали, потому что уехали в первый же день фестиваля.

No press

Пресс-центр в этом году был одним из самых унылых мест фестиваля. Даже те пять пресс-конференций, которые состоялись, смотрелись довольно жалко. Минимум информативных вопросов, максимум ненужного понта. Неудивительно, что в этом году прессу даже не кормили.

Музыканты же проявили свои самые лучшие качества, пытаясь понять, что же хотят знать так называемые журналисты. Особым упорством отличился «Черный обелиск».

- Скажите, как приходит название альбома? Есть ведь разные песни. Они все разные. Как приходит название?

- Вы имеете в виду, как выстроить концепцию альбома?

- Да...

Пресс-зона также была не самым приятным местом. Множество каких-то нежурналистоподобных людей, среди которых очень удачно вписались и просто фанаты. С первого взгляда одних от других и не отличишь...


Горяченькое

Кто такая Таня Зыкина?

- Это Таня Баграмян! - с видом знатока сообщила мне знакомая после пресс-конференции, которую я успешно пропустила. Девушке приписывают мыслимые и немыслимые достоинства. Мол, зал порвет запросто, такой сильный у нее голос. Оценивать выступление, наверное, не возьмусь. Ибо хэдлайнеры - это как раз на любителя. По мне, так девочка девочкой. Ничего особенного.

«Психея» поразила до костей мозга. Второй солист, он же клавишник, по ходу был невменяем. У сцены долго находиться было тяжело, потому отсиживались в домиках - оттуда все прекрасно слышно.

Прекрасное шоу устроил «Мумий Тролль». Это было очень качественно, очень красочно и очень напомнило мне мое детство. Очень многие из тех, кто никогда не был поклонником троллей, после фестиваля называли это выступление одним из самых запомнившихся. Может, лукавили. Но недовольных не нашла ни одного.

«Ромарио» за год никак не изменился. Одно и то же сиропообразное музыкальное наполнение программы. Быстро свело зубы.

Jane Air впечатлили оченно. Много красивых поз, много драйва, много шума, заигрывание с публикой очень выгодное. Честно слушала их от начала и до конца. Слов не разобрала, но было интересно. Как было обидно мне, когда обнаружилось, что играли ребята под минус. Утешает одно - эмо-мишку, в порыве восторга брошенного в джэнейров юными поклонницами и не долетевшего до сцены, вместо музыкантов забрала я.

- Как думаешь, эмокиды не проклянут меня за это?

- Даже если и проклянут, не страшно - у них карма слабая

Ну, и, конечно же, Billy's Band. Априори хорошо.

Необходимый философский пафос

Четвертый фестиваль «Старый Новый Рок. На Волне» в очередной раз был объявлен последним. По общему признанию Евгения Горенбурга и Владимира Шахрина - все свободное время уходит на организацию зимнего и летнего музыкального действ. Возможно, летний вариант СНР останется, но исчезнет зимний. Что менее логично, но, наверное, более удобно.

Как ни странно, но при всем профессионализме организации фестивалей, начинает казаться, что «изюминок» становится все меньше. Да и те, что есть, как-то быстро забываются. Возможно, как раз в спешке и рутине организационных вопросов.

Хотя простым любителям рок-музыки повезет, если организация СНР стала для Шахрина и Горенбурга сильнодействующим наркотиком - тогда и зимний, и летний фестивали, не смотря на все пессимистические утверждения музыкомэтров, останутся на своих местах.

Необходимое заявление: все оценки, прозвучавшие в тексте, носят характер личного мнения автора и его спутников, что не есть истина, но имеет полное право и место быть.

www.uralrock.ru