20.08 - 15.09.2010 - Как H-Ural Европу покорял. Часть 3 (финальная)

Текст: Юван Зайцев

ВНИМАНИЕ! Текст содержит крепкие выражения. Если для вас это неприемлемо, обратитесь к "жидкой" версии.  

08.09

Turku / Турку

Настала пора покидать гостеприимный Тампере и отправляться в самую западную точку нашего странствия - Турку. Это город, сохранивший следы сильного шведского влияния, включая большую долю шведоязычного населения и характерную архитектуру.

Нас встретила координатор Общества "Финляндия-Россия" Сойле. Она проявляла всяческую заботу и очень переживала по поводу вечернего мероприятия: придет народ или нет. В культурном центре, где нам предстоял концерт для школьников, аппарат оказался просто обалденным. Звукарь (снова Юссии) свое дело знал, результатом чего стал самый лучший звук из всех школьных концертов. Во время сета Pairem я обратил внимание на стоявшего у входа мужика в спортивном костюме: это явно был физрук, следивший за тем, чтобы ученики не сваливали с концерта. Для пущего эффекта ему не хватало только эспандера в руке. Свой сет мы отыграли от души, ибо приятно играть на хорошем звуке, тем более что аудитория вела себя довольно свободно: видимо, в южной части страны школьники пораскованней, чем на севере.

Разместившись в хостеле (после шикарных отелей в Варкаусе и Йоэнсуу мы уже называли эти места хосписами :)), мы прибыли на место вечернего концерта. Он должен был состояться в старой части города (о чем свидетельствовала весьма кондовая брусчатка) рядом с офисом Общества "Финляндия-Россия". Сойле все грамотно организовала: договорилась с баром напротив, что это будет совместный проект. В результате и бар, и общество продали по 30 билетов, что означало около сотни зрителей, ожидавшихся на концерт. Для концерта в среду - вполне себе кворум.

Выступать нам надо было на открытой площадке. Для защиты от дождя имелась невысокая сцена с крышей и небольшим танцполом спереди. По финской традиции, аппарата на месте еще не было. Прикинув, что пока его привезут-установят, пройдет часа два, мы отправились на прогулку. За это время мы успели посетить Собор Турку и полюбоваться на группы молодых людей в цветных нарядах: оказалось, что это были студенты разных факультетов в процессе посвящения абитуры в первокурсники. Также мы встретили и других интересных персонажей, например, взрослого панк-рокера.

По прибытии на место мы обнаружили некоторое подобие аппарата, который был, мягко говоря, похуже, чем на школьном концерте. Звукорежиссер (тоже Юсси) не страдал излишней расторопностью и рвением, так что на чеке мы еле-еле вывели бочку, а все остальное настроили весьма примерно. Pairem привычно сыграли первыми, хорошо прогрев публику, периодически забегавшую в бар освежиться. Для разминки я станцевал вприсядку под заключительную песню, чем даже урвал некоторое количество аплодисментов. Один из зрителей, слегка перебрав, очень хотел пуститься в пляс под марийские напевы, но сил ему не хватало, поэтому он очень эмоционально клевал головой вперед-назад.

Поскольку микрофонов у нерасторопного Юсси не хватало, то задействованный нами под бочку девайс на сете Pairem подзвучивал им аккордеон. Мы переставили микрофон обратно в бочку, но то ли недостаточно близко его пододвинули, то ли уровень громкости был недостаточен, но, как позднее выяснилось, барабанов в зале было практически не слышно. Но мы об этом не знали и радостно завели нашу техно-этно-рок-шарманку. Если на "Чулмандоре" народ еще не понимал, что это такое играет, что под "Миш ар" и "Охотника" уже кружилось в танце человек 20. Как они умудрялись делать это на брусчатке - я не знаю. Как водится, в самый ответственный момент порвалась струна на гитаре, и мне пришлось минут пять рассказывать про обряды медвежьего праздника. Впрочем, народ не сильно расстроился, успев за это время вновь наполнить и опорожнить бокалы с янтарем.

Вскоре музыка и пляски возобновились, я пригласил народ на танцпол, и под ускоренную в полтора раза "Илы вухалты ар" мы вместе станцевали хантыйское буги. Пожалуй, по степени контакта с публикой это был самый лучший наш концерт в Финляндии. Одна женщина подошла ко мне и сказала, что она "знает кое-что об этом" (при этом она указала рукой на небо). Другая дама подарила мне на счастье финскую пенни (сейчас они не в ходу, так как действует евро, но есть традиция дарить старые монетки на память). Также был установлен рекорд по продажам дисков H-Ural, не побитый до самого конца поездки.

После концерта мы прогулялись вдоль канала, пытаясь проникнуть в бар-корабль, но избушка уже была на клюшке. Тогда мы нашли сухопутный паб, где слегка побились в настольный футбол. По дороге домой нам повстречался ночной клуб, вход в который стоил 3 евро. На вопрос "А сколько будет стоить вход для русских рок-звезд?" охранник ответил: "Десять евро". Поняв, что нам тут не рады, мы отправились баиньки.

09.09.

Espoo / Эспоо

Утром мы покинули красивый Турку, так его толком и не посмотрев. Наш путь лежал в сторону столицы, но сначала нам предстоял концерт в Эспоо. Это второй по величине город в Финляндии, но он находится так близко к Хельсинки, что оба города уже практически срослись. Насколько я успел заметить, Хельсинки представляет собой более индустриально-урбанизированную сторону, а Эспоо выглядит позеленее-поприроднее. Иными словами, есть смысл работать в Хельсинки, а жить в Эспоо, что многие и делают.  

В Эспоо автобус встретила координатор Кирси, которая сопровождала нас потом в наших странствиях вплоть до Порвоо. Школьный концерт принес нам один не очень приятный сюрприз: звук нам ставили подростки. До этого тоже бывало, что на подхвате у взрослого звукаря трудились детишки, но тут взрослыми и не пахло. Когда мы вышли после сета Pairem, оказалось, что звук на сцене настроен совсем не так, как на чеке. Я не слышал гитару, зато электронная часть лупила из мониторов так, что просто уши сворачивались в трубочку. Во время "Чулмандора" я несколько раз кричал, чтобы юноша вырубил подложку из мониторов, но он меня понял только с четвертого раза. Концерт так и прошел в неравной борьбе со звуком. Утешало только то, что новое поколение финских звукорежиссеров учится на нашей музыке.

Helsinki / Хельсинки

Вскоре мы отправились уже непосредственно в Хельсинки, где разместились в очередном "хосписе" возле Олимпийского стадиона. Для H-Ural'а и Pairem выделили отдельную мини-казарму на 12 человек, что тоже не прибавило оптимизма. Далее мы отправились в клуб, где ставили оборудование уже родные нам саамы. Ребят использовали по полной: они утром выдвинулись из Оулу, потом ставили аппарат, а вечером им еще надо было играть. Пока оборудование расползалось по местам, нас с Эльвирой повели на пресс-конференцию. Состав был весьма представительным: присутствовали генеральный секретарь Общества "Финляндия-Россия" Мерья Ханнус, министр культуры Марий Эл Михаил Васютин, депутат думы ХМАО Татьяна Гоголева, Координатор бюро малоиспользуемых языков Эстонии Андрес Хейнапуу, доцент университета Тарту Тыну Сейлентал и другие. Мерья Йокела, которую мы были рады вновь увидеть, непосредственно в прессухе не участвовала, но из-за спины оператора делала нам с Эльвирой подбадривающие жесты.

Обсуждение финно-угорской рок-музыки и вопросов сохранения языка шло очень серьезно, пока из-за стены не загремели чекавшиеся лопари. А после того, как зазвучала "Я сошла с ума" на саамском, разговор оживился. Я выдал всем участником по диску H-Ural, а министр культуры пообещал Эльвире профинансировать запись альбома Pairem в Екатеринбурге. Татьяна Гоголева отметила, что в современных проектах надо внимательно относиться к народной культуре, дабы избежать профанации. Представитель Коми высказался очень доброжелательно в отношении молодежных проектов, отметив, что язык должен жить и развиваться, в том числе, в рамках рок- и рэп-культур. Большое спасибо Тойво Тупину, который бодро переводил подчас пространные тирады участников. Потом ТВ-группа напала на Эльвиру, а мы продолжили обсуждение в неформальной обстановке. Андрес Хейнапуу живописал красоты своей родины: "Тут в Финляндии все похожее - одни озера. А у нас в Эстонии - и озера, и горы, и леса". В общем, я еще больше уверился, что надо реализовать мечту двадцатилетней давности и побывать, наконец, там, желательно - с гастролями H-Ural. 

Из-за съемок чек Pairem никак не мог закончиться, что тоже добавило нервного напряжения. Также не добавляла радости необходимость играть последними. Открыли вечер Spire & Stalut, слушать которых теперь было одно удовольствие: группа росла прямо у нас на глазах. Кстати, со сцены имелся отдельный выход в сторону гримерки. Это путь мы назвали "дорогой саамов": после концерта мы обнаружили стоявшие через каждый метр пустые бутылки из-под пива, явно оставленные там Spire & Stalut. Видимо, зверски уставшим лапландцам было тяжело нести пиво, поэтому они допивали его на ходу :).

Pairem привычно порадовали зрителей своим марийским мелодизмом. К сету H-Ural любители фолка уже рассосались, зато подтянулись металлисты. На "Чулмандоре" я вновь использовал рецепт преобразования агрессии в творчество. Среди публики выделялась группа гривомахов, которые явно пришли по адресу. После концерта я пообщался с одним из них. Оказалось, что он не только любит хардрок, но и изучал в Хельсинском университете хантыйский язык! Вот такие бывают интересные встречи на финской земле.

Посмотреть толком Хельсинки так и не удалось. Мы отправились в экскурсию по барам, едва не угодив в заведение для гомосексуалистов, но Кирси нас отговорила туда идти. Мы послушались и приземлились в другом месте, где неожиданно встретили Мерью с друзьями. Выпив по пинте пива, мы отправились в "хоспис".

Стадион мы нашли довольно быстро, а вот найти расположение ночлега оказалось труднее. Мы обошли стадион кругом, встретили еще один осколок нашей музыкальной делегации и только уже все вместе на втором обороте достигли цели. Все радостно повалились спать и дрыхли без задних ног. Только Эльвире не спалось: как выяснилось утром, одна добрая душа решила сэмулировать сказку "Принцесса на горошине" и подложила лидеру Pairem под простыню несколько орехов. Видимо, этот добряк хотел подготовить марийскую Тарью Турунен к гастролям на родине Андерсена, то бишь, в Дании.

10.09

Утром я проснулся несколько несвежим и, вспомнив Федора из Talvisovat, устроил пробежку вокруг Олимпийского стадиона. Это меня весьма взбодрило, так что на второй концерт в Эспоо я отправился в хорошем расположении духа. Кстати, это утреннее выступление изначально не планировалось, но после положительных отзывов о наших северных концертах было решено сделать дополнительное мероприятие.

Espoo / Эспоо (дубль 2)

На этот раз нас сопровождала сама Мерья, ибо играть нам предстояло в школе, где учится ее сын. Здесь тоже не обошлось без звукорежиссерской практики для подростков, но с существенным отличием в виде взрослого дяди, управлявшего процессом. В результате и звук, и видео были настроены, что надо, дав в результате наилучший результат среди концертов, проходивших непосредственно в школах. Детям особенно понравилась моя пробежка по рядам во время "Миш ар", а мне - презентация Pairem, которую я наконец-то поглядел полностью. Меня до глубины души поразил безрогий лось на гербе, а также символ, до боли напомнивший логотип H-Ural.

Единственным минусом был слишком ранний обед: впихать в себя что-то существенное в 11 утра после недавнего завтрка в хосписе было практически невозможно. Так что мы попросили Кирси, чтобы в Порвоо нас покормили еще раз.

Porvoo / Порвоо

Расставшись с Мерьей, мы двинули в город Порвоо, что расположен километрах в 60-ти. Концерт проходил в молодежном центре, расположенном рядом с клиникой для душевнобольных. В соседнем здании располагался бар, где параллельно с нашим шоу проходил концерт какого-то финского хардрокера. Судя по всему, вся прогрессивная общественность Порвоо двинула туда, потому что на нашем мероприятии было полтора землекопа в лице нескольких взрослых и примерно дюжины подростков, периодически убегавших в соседнюю комнату поиграть в Guitar Hero. Лучше бы нас, право, поставили на разогрев к этому хардрокеру - толку было бы больше. Впрочем, тогда бы отсеклись подростки, для которых это, видимо, и организовывалось.

Вечером после ужина и концептуальных посиделок на веранде в баре (доставила возможность укутаться в пледы аки настоящие скандинавы), мы угомонились, чтобы отдохнуть перед последним финским концертным днем.

11.09

Imatra / Иматра

Последним пунктом наших финских гастролей изначально предполагалась Лаппеэнранта (Lappeenranta), но буквально на днях местные координаторы чего-то там не смогли, поэтому предприимчивая Мерья сдала нас организаторам гонок на катерах в Иматре. Поездка готовилась впопыхах, поэтому было очень много неясностей. Сколько концертов играть? Где размещаться? Какой будет аппарат? Кто будет слушать концерт на этом Дне Рыбака? По приезду на место мы застали обстановку, больше всего напоминающую байк-шоу, только на воде. Проезд ограничен, народ возится со своими катерами на берегу, по реке гоняют те, кто уже спустил свои суда на воду... В общем, всем есть, чем заняться, только непонятно, зачем тут музыканты приехали. С трудом найдя главного орга (им оказался человек с мегафоном, руливший действом на воде), мы были переданы под крыло его сына Тони, жарившего на поляне сосиски. Тони разместил музыкантов в охотничьем домике с тремя комнатами и сауной, а водителю Жене досталась персональная избушка с двумя кроватями. Во время обеда мы узнали две новости. Хорошая гласила, что будет только один концерт. Плохая ничего не гласила, просто мы увидели ударную установку, на которой предстояло играть Кашину. Она была электронной, а Сергей за всю свою музыкальную карьеру играл на подобных девайсах от силы раза 4 и то по приколу в музыкальных магазинах. На чеке выяснилось, что выжать из нее нормальный звук и толком настроить не получится, ибо инструкции не прилагалось, а разобраться методом тыка за полчаса было нереально. Мы решили не париться и брать харизмой.

Пока мы бились с ударкой, подошло время концерта, в результате Pairem выступали почти без чека. Через 15 минут их попросили закончить, ибо наступило время награждения. После жидкого фейерверка, продолжившегося минуты три нам пришлось буквально выбегать на сцену. Слегка простудившаяся Маша в это время прикорнула, и я решил ее не будить. До кучи мы еще и забыли бубен в машине, и пока Женя ходил за ним, я три песни прохлопал в ладоши. К середине концерта мы и публика смирились со странным звуком, я навострился играть и петь за двоих, народ слегка подогрелся, так что все встало на свои места. Из типично байкерской, простите, катерской публики выделилась группа молодежи студенческого вида, которые явно пришли сюда не на гонки смотреть. После концерта они пригласили нас на продолжение банкета.

Оказалось, что это студенты колледжа искусств. Они специально пришли насладиться финно-угорским фолк-роком, а вовсе не полюбоваться на катерочки. Их учебное заведение явно было создано с целью облагородить приграничную зону. Сделано это было с финским юмором: студентов поселили в домах, где раньше были квартиры для бывших зеков. В связи с этим историческим фактом местный полуостров получил название 'Krim' - в честь "Крыма" и "криминала".

На вечеринке помимо студентов было еще несколько забавных персонажей. Один из них оказался болгарским иммигрантом, который спросил, нас на ломаном английском: 'Do you play jazz?' ("Вы играете джаз?"). Я сказал, что нет, а Саша Мальцев начал что-то пространно объяснять. Глаза болгарина становились все больше: он явно ничего не понимал. Потом он собрал в кучку остатки английского и спросил еще раз: 'Sorry, I mean, do you play chess?'  ("Извините, я имел в виду, вы играете в шахматы?"). Тут уж настала моя пора выступить. Я выразил готовность сразиться, только вот что-то доски не было видно. Хитрый болгарин предложил сразиться вслепую, но я отказался, ибо чего уж мне не хотелось бы делать в последний вечер в Финляндии, так это перенапрягать мозг. В качестве альтернативы мы поплясали минут 10 под диск H-Ural, что со стороны было, наверное, очень забавно.

После пары паков пива Саша решил таки поиграть, если не джаз, то хотя бы рок. Он откопал в соседней комнате смешные клавиши и начал наяривать на них все подряд. Я запомнил 'A Whiter Shade of Pale' и 'Alabama Song (Whisky Bar)'. Под впечатлением от импровизированного концерта финны выпили все запасы напитков и решили двинуть в ближайший бар. Мы с Сашей благоразумно отказались (было опасение, что мы не найдем дорогу назад) и вскоре присоединились к нашим товарищам, которым тоже не спалось.

Спаянный (и споенный) сборный коллектив H-Ural'а и Pairem был найден нам в послесаунном состоянии. Добив остатки жидких запасов, цвет провинциального российского этно-рока повалился баиньки.

12.09

Утром наш путь лежал в сторону границы. На финской таможне все прошло быстро, а вот на российской пришлось подзадержаться: Женя, впервые пересекавший рубеж с той стороны, что-то оформил не в том порядке. Уже в очереди мы вкусили прелести российского менталитета, вызвав гнев какой-то агрессивной бабушки самим фактом своего стояния рядом с окошком. "Здравствуй, родина!" - подумали мы.

Проверив наши инструменты (наверное, чтобы мы не забыли чего-то важного в Финляндии), таможня дала добро. Вскоре наш бусик промчался мимо Выборга (Viipurin) и прибыл в Санкт-Петербург.

Pietari / Санкт-Петербург

На заправке у въезда в город место водителя занял Юра, который в начале всей эпопеи  встречал нас на вокзале в Питере. По совместительству он оказался папой другого нашего водителя Антона: так мы узнали, кто же подогнал студенту консерватории такую тематическую музыкально-транспортную халтуру :). Также мы вновь повстречали, чтобы расстаться (теперь уже, видимо, надолго) группу Silent Woo Goore. Бедная Света совсем лишилась голоса и разговаривала шепотом. Хотелось верить, что у нее будет возможность восстановиться перед началом филармонического сезона.

А H-Ural'у с Pairem предстоял еще последний концерт тура в питерском клубе "Манхэттен" вместе с местной группой "Катахреза". Бросив вещи в клубе, мы отправились на прогулку с родственницей Саши Волкова Кристиной. Отобедав в ее офисе, мы прогулялись обратно, застав финал чека Pairem. Народу в клубе было человек 20, в основном, неформалы. Впрочем, было и одно официальное лицо в виде консула Эстонии. Pairem отработали свою программу хорошо, особенно публике понравился баян-киборг Рома. Выйдя на сцену, я ощутил два существенных отличия местного клуба от финских заведений. Во-первых, клубы табачного дыма предвещали мне неслабый удар по легким. Во-вторых, система вентиляции оказалась далеко не на высоте. В результате уже после "Чулмандора" я с трудом мог отдышаться и весь взмок, как мышь. Я уже начал опасаться, что не дотяну до конца сета, но потом открылось второе дыхание, позволившее мне допеть/допрыгать без потерь. После сета мы попрощались с уже родными Pairem, которым предстоял путь в Йошкар-Олу через Москву.

На закуску с акустической программой выступили "Катахреза". Слушать их осталась примерно половина публики, зато они знали песни коллектива наизусть. Кассовые сборы позволили нам окупить дизайн афиши, поэтому мы с чувством исполненного долга отправились на ночевку к Андрею Чепелеву. Это лидер ингерманландской группы "Конец летА" (или как их называют в Восточной Европе 'Koniec Leta'), приглашавший H-Ural в апреле на свой фест "Карельская весна" и пригонявший в Ебург июле на "Рок-Этно-Стан". Он милостиво согласился приютить нас у себя на квартире.  Уложив нас спать, он сел писать статью, которую ему надо было добить к утру. Учитывая тот факт, что днем он приехал в Питер на своем авто из Петрозаводска, Андрей проявил настоящий героизм гостеприимства и журналистики.

13.09

Утро-день у нас оказались свободны, поэтому мы потратили их на прогулку по Питеру. Помимо привычных красот запомнилась встреча с эзотерическим старичком, который поведал нам истории нескольких статуй, дал пару рецептов улучшения нашего благополучия и рассказал, что нас ждет в ближайшем будущем. А в наиближайшем будущем нас ждало недорогое кафе и поезд "Санкт-Петербург - Иркутск".

14.09

Дорога до Екатеринбурга шла по привычному маршруту. Мы проявили силу воли и не покупали пиво, пока не прибыли в Киров, где взяли любимого "Вятича", который, на наш взгляд, остается вне конкуренции на всем пути от Питера до Уральских гор. В Глазове мы разговорились с местной бабушкой, которая бойко предлагала нам то "пиво по 60 берите наше национальное удмуртское", то " девочки-то есть? - пряники национальные удмуртско-тульские берите". Мы сошлись на "национальном удмуртском" по 40. На оставшемся пути я сочинял рэп-поэму про нашу поездку, а также вместе с товарищами развлекался составлением катехизиса шаман-рокера. Написавшись вдоволь, я занялся самообразованием и с большим интересом прочитал книгу Татьяны Волдиной "Хантыйский фольклор: история изучения". Написано было удивительно живо для сугубо научного труда, кроме того, я только теперь осознал, сколько же материалов по хантыйскому песенному творчеству уже собрано и изучено, но никак не доступно широким массам. Освоив научную информации, я обчитался стихами Киплинга и погрузился в ночь, финал которой состоялся уже в Екатеринбурге. Так завершилась наша североевропейская эпопея, чем дальше к концу, тем все более напоминавшая приснопамятные "Похождения бравого солдата Швейка".

Приложение 1. Статистика тура Sugri-Rock-2010 по группе H-Ural

Тур длился 20 дней

Всего было 27 концертов (25 в Финляндии, 1 в Швеции, 1 в России)

Посетили 18 городов

8 раз играли по 2 концерта в день

Был всего 1 выходной

Сыграли 3 сольных концерта: 1 в Кемпеле, 2 в Тампере

Концертов вдвоем: H-Ural, Santtu Karhu & Talvisovat: 4

Концертов вдвоем: H-Ural, Pairem: 12

Концертов втроем: H-Ural, Pairem и Spire&Stalut: 3

Концертов втроем: H-Ural, Pairem и местный саппорт: 4 (+ FadeOut, + Life, + Valium Kiharat, + "Катахреза")

Концертов впятером: H-Ural, Pairem, Santtu Karhu & Talvisovat, Silent Woo Goore и Spire&Stalut: 2 

Не играли с Folkswagen

Концертов для школьников и студентов: 11

Концертов для взрослых: 16

Максимально в одном городе играли по 3 раза (в Каяни и в Тампере)

Только для школьников и студентов (без вечерних концертов) играли в Espoo и в Кеми.

Самый ранний концерт - 9-15 в Каяни

2 концерта в разных странах в 1 день: Кеми (Финляндия) и Хаапаранта (Швеция)

За полярным кругом играли 1 раз (Кемиярви)

Примерное общее количество зрителей: 2 000, в том числе

- школьников и студентов: 1200

- взрослых: 800

Доля зрителей от общего населения Финляндии: 0,4 промилле

Приложение 2. Русско-финский разговорник под редакцией Александра Волкова

От издателей. Как это обычно бывает в поездках по другим странам, настает момент, когда общение на английском начинает надоедать, и хочется выучить несколько нужных выражений на местном наречии. Наиболее основательно в этом продвинулся басист H-Ural'а Саша Волков. Он даже завел специальный блокнот, в который записывал полезные финские фразы. Помогал ему в этом наш водитель Антон, за что ему огромный респект. Благодаря этому опыту я наконец-то понял, для чего в разговорниках и учебниках иностранных языков есть поля "для заметок".

  1. Missä on meijän euroja? - Миссаэ он мейян эуроя? - Где наши евро?
  2. Ehkä oot homo? - Эхкэа оот хомо? - А может, ты пидар?
  3. Vitun kallis - Витун калис - Пиздец как дорого
  4. Haista vittua - Хайста виттуа - Нюхай пизду
  5. Kusipää - Кусипаэа - Долбоёб
  6. Painuu vittuun - Пайнуу виттуун - Пошел в пизду
  7. Mitä vittua? - Митэа виттуа? - Какого хуя?
  8. Soittakaa Paranoid! - Соиттакаа Параноид! - Играй "Параноид"!
  9. Vitut! - Витут! - Хуй тебе!
  10. Turpa kiini - - Турпа киини - Заткнись
  11. Voi vittu! - Вой Витту! - Бля!

Приложение 3. Катехизис шаман-рокера

  1. Шаман-рокер не лажает, он использует традиционные методы звукоизвлечения
  2. Шаман-рокер не бухает, он тоскует о потерянной родине
  3. Шаман-рокер не курит дурь, он входит в связь с духами
  4. Шаман-рокер не пердит, он ведет себя естественно
  5. Шаман-рокер не тырит мелодии, он забирает обратно то, что раньше отняли у его народа оккупанты
  6. Шаман-рокер не ебет, кого попало, он увеличивает свой малочисленный народ
  7. Шаман-рокер не выебывается, он требует соблюдения своих попранных прав
  8. Шаман-рокер не ругается, он говорит на своем языке

Приложение 4. Полезные фразы и правила для музыкантов, гастролирующих по Финляндии

  1. Где наши евро?
  2. Вы читали наш райдер?
  3. Сколько платят - так и играем
  4. Звукаря зовут Юсси
  5. Если его зовут не Юсси, то возможно, он пидар
  6. More kick drum! (Мо кик драм!)
  7. More guitar and voice to the monitor! (Мо гитар энд войс ту зэ монитор!)
  8. Shut down the fucking computer sound from the monitor! (Шат даун зе факинг компьютер саунд фром зэ монитор!)
  9. Если идет дым, это не вокалист пернул, это просто пустили углекислый газ для пущего эффекта
  10. Фраза 'Soittakaa Paranoid!' означает, что вы уже заебали публику, а не то, что надо играть Paranoid.

Приложение 5. Dream team Sugri-Rock по версии H-Ural

  1. Светлана Ручкина (Silent Woo Goore) - вокал
  2. Фёдор Асташов (Santtu Karhu & Talvisovat) - гитара
  3. Артём Ундалов (Santtu Karhu & Talvisovat) - бас-гитара
  4. Андрей Лукин (Santtu Karhu & Talvisovat) - барабаны
  5. Роман Житников (Pairem) - баян

Назад во 2 часть